Home   >>   Цветология   >>   Фиолетовый

Фиолетовый

Семантика и психологическая функция

Ассоциируется со смирением и рассудительностью многоопытной женщины, испытавшей многие страдания и покаяния. С мистическими знаниями и жертвенностью матери. С религиозным самоотречением и святостью. Генрих Фрилинг связывал фиолетовый цвет с медитацией и оценочной силой, с помощью которых – на основе вещественно конкретного – можно понять внутренние причины бытия.

Древние называли фиолетовый цветом мудрости, цветом познания истины и печали. “Кто умножает знание, тот умножает скорбь”. В Древнем Китае вечернее небо характеризовалось мужским принципом (ян) и обозначалось фиолетовым цветом. В ауре насыщенного фиолетового цвета экстрасенсы усматривают альтруизм и высокие духовные качества. Аура же ярко-лилового цвета говорит о серьезных религиозных помыслах.

Тантризм усматривает в энергетическом центре фиолетового цвета гармонию и мудрость во взаимоотношениях с окружающими.

В православии фиолетовый наравне с багровым посвящен праздникам Креста Господня (Воздвижение и др.). В католичестве этот цвет символизирует истину, пост, покаяние, печаль и безвестность. Это также и цвет Марии Магдалины, и цвет, означающий священнические права и власть. Лиловые сутаны (“цвет высшей мудрости”) носят католические епископы.

В XIX веке фиолетовый камень аметист считали неприличным дарить даме или девушке. Ибо это было бы величайшим для нее оскорблением. Ведь аметист – камень закоренелых холостяков. Может быть, это и простое совпадение, но уже в латыни название фиолетового цвета (viola) странным образом сближено с совершением насилия (violo). И опять – мужчины...

В начале же XX века этот камень стал излюбленным атрибутом декадентствующих поэтов. Позже огромный аметист на груди носил Даниил Хармс. Итак, фиолетовый – творение нового. Неожиданного, незнаемого.   Согласно Вайсу, фиолетовый цвет можно часто встретить у исследователей, охваченных идеей и отдающих ей всю свою жизнь.

Как считают психологи, все оттенки фиолетового выражают тягу к простору, свободе, ко всему, что не признает границ. Фиолетовые одежды выдают в носящем их жажду к самовыражению. К интеллектуальному заполнению эмоционального вакуума. И опять же, к творчеству. Гете называл фиолетовый цветом меланхолии и отжившей старости.

С фиолетовым связана эстетика декаданса начала XX века. Наиболее ярко эти тона проявились в стиле модерн. В стиле, где мужское творчество, творчество мужского подсознания превзошло самое себя. “Охлажденное синим красное в физическом и психическом смысле… звучит несколько болезненно”, – писал Кандинский. Что же может быть болезненного в фиолетовом цвете?.. Творчество. Рождение того, что еще не знал человек. Рождение нового. Нормально ли это? Нет. Нормально все то, что существует в реальном мире. Творец же своим подсознанием входит в мир виртуальный. В мир непознанного сознанием. В мир неосознанного. Архетипического. Божественного. Можно ли уподобиться Богу? Нормально ли это? Вряд ли. Не зря же творчество запретил еще Платон в своем идеальном “государстве”. Не зря же все как один тоталитарные режимы прибирали к рукам творцов. Делали из них рядовых “инженеров человеческих душ”.

Действие фиолетового на человека

С одной стороны, наблюдается наибольшая из всех холодных цветов степень замедления дыхания. Уменьшается его глубина и увеличивается длительность выдыхания. Замедляется и слабеет пульс. Даже при кратковременном воздействии фиолетовый понижает работоспособность более, чем полная темнота. Максимально замедляется реакция “счет чисел”. Нередко оказывает подавляющее действие на интеллект. Заставляет падать духом. Или вызывает депрессивно-меланхолическое состояние. С другой стороны, воздействие фиолетового на сердце, легкие и кровеносные сосуды увеличивает их органическую выносливость.

В люшеровском подборе восьмицветового теста фиолетовый приобретает оттенок пурпурного. Функциональная психология соотносит предпочтительный выбор фиолетового с желанием очаровывать и, вместе с тем, со склонностью к внушению. В фиолетовом цвете проявляется чувственное отождествление с партнером как стремление к магически-эротическим действиям. В нормальных условиях жизни этот цвет предполагает следование общественным нормам поведения. Наблюдается определенного рода консерватизм. Любопытно, что интеллектуалы отклоняют фиолетовый. В экстремальных условиях его предпочтение характеризует необязательную готовность к контактам. И даже определенную аффективность или импульсивность, свойственную скорее красному.

Так, фиолетовый предпочитают беременные женщины с будущим «безудержным» поведением во время родов. Это является признаком сильной неуравновешенности вегетативной нервной системы. Предпочитают фиолетовый алкоголики и дебильные дети, что также подтверждает их вегетативную лабильность. Если учесть связь фиолетового цвета с действием на гипоталамо-гипофизарную систему, то становится понятным и его выбор в качестве предпочтительного людьми, страдающими нарушениями функций щитовидной железы. Поэтому же, вероятно, на первые места ставят фиолетовый с синим и геи. Это указывает на интровертный тип их взаимоотношений с обществом, свойственный более женщинам. Возможно, конфликтная ситуация такого рода и приводит к большему представительству творцов среди геев. Например, к уходу в творчество от конфликтов с неосуществленным идеалом…

По воспоминаниям современников, Анна Ахматова всегда носила на плечах фиолетовый платок. Излюбленные цвета модерна – все тона фиолетового, включая сиреневые и лиловые.

В цветотерапии фиолетовый используется при лечении буйных больных. Применяется и в качестве наркотически-болеутоляющего средства. Быть может, это и привлекает беременных? Ведь никто еще без наркоза не рожал безболезненно. Благотворно сказывается действие разбеленного фиолетового (сиреневого) на женских гениталиях. Не зря, видно, во всем мире он издревле считался цветом нижнего белья. Верхние же фиолетовые одежды владелицы часто говорят не только о ее подверженности влиянию других людей, но и о непреодолимом желании самой оказывать на них влияние. И Люшер, и Клар настаивали на большой внушаемости фиолетового цвета. Неудивительно, что для искреннего признания преступников этот цвет служит так же, как и во времена раннего католицизма при раскаянии и смирении грешников.

В хроматизме фиолетовый сублимирует архетип католичества. Как один из сублиматов интеллекта, фиолетовый цвет характеризует мужское подсознание при нормальных условиях жизни и подсознание женщины при экстремальных. Именно женщины с ее экстремальным желанием очаровывать партнера своим подсознательным кокетством и с неизменной склонностью к сознательному внушению.