Home   >>   Теория   >>   Алхимия игры

Алхимия игры

«Весь мир - театр, а люди в нём актеры» - так говорил знаменитый У. Шекспир. Давайте попробуем вникнуть в смысл этого глубокого высказывания. Для чего же рождается человек? Для игры? Для совершенствования актерского мастерства? И что такое настоящая мастерская игра?

Представьте себе, если бы Вы были актером. Жизнь – это сцена, на которой Вы должны сыграть определенную роль. Какую роль Вы бы себе выбрали? А в каких пьесах Вы бы сыграли?

Вот несколько названий спектаклей: «Встал не с той ноги», «Про мою тяжелую жизнь», «Как меня все обманывают», « Почему я никому не нужен», «Мужики все сволочи», «Нет счастья в жизни»… Достаточно? Продолжите сами?

А есть еще такие: «Я победитель», «Как получить силу», «Про то, как я разбогател», «Жизнь прекрасна и удивительна», «О чудесах в моей жизни», « Как я принес счастье другим».

Как видите, выбор богатый. Выбирайте сами! Или вы думаете, что некий режиссер должен утвердить Вас на роль? А что, если режиссер – это Вы и есть? Испугались? Это же такая ответственность! А вдруг роль не по зубам?

Ну, тогда покорно ожидайте, как жизнь Вас втянет в свою игру. Втянет так, что Вы и знать не будете, во что играете и какая у вас роль. А разве не так живет большинство людей? Именно так. Так проще. И жаловаться на жизнь, на страну, на политику, куда проще, чем самому быть сценаристом, режиссером и актером в собственной жизни.

Хотя, что это я так жёстко? Ведь если Вы читаете эти строки, всё сказанное совсем не про Вас, а про других.

Почему же быть режиссером собственной жизни, кажется таким трудным? Потому что тогда Вы сами несете ответственность за Вашу жизнь и винить в проблемах уже некого.

Любая ответственность требует силы. Силы осознания. У большинства она просто утеряна. Воспитание нашего общества, образование, СМИ, сделали всё, чтобы человек становился механистичным.

Чем больше механистичности в действиях человека, тем меньше осознанности. А вся сила духа в осознанности. Эта та «кощеева игла в яйце», лишившись которой, человек навсегда теряет свою силу и превращается просто в машину, которой можно управлять. Чем меньше Творцов, тем легче некоторым «Творцам».

Порой мы просто не знаем, в какую игру нам сыграть, и какую роль выбрать. Ведь есть еще такие понятия как «зов совести» или «веление сердца». Как можно играть, если не знаешь роли, спросите Вы. И я Вам открою «тайну»: Вы знаете все роли, которые когда-либо были сыграны человечеством. Вы знаете всё! Вы просто не помните.

Мы несем в себе знание всех ролей. Это так называемые архетипы. Такое понятие ввел в психологию швейцарский психолог К.Г. Юнг. Архетипы (роли) являются частью нашего коллективного бессознательного. Они заложены там с сотворения мира в виде мифов, сказаний, древних эзотерических систем и религиозного наследия.

Бессознательное — это структура, которая лежит в основе сознательного мира. Оно структурировано, как язык. Поскольку все мы связаны с коллективным бессознательным, все эти роли живут и в нас.

Некоторые роли являются ведущими в нашей жизни. Они были выбраны нами перед рождением, для того чтобы мы научились блестяще их играть. Но есть роли, о которых мы пока мало что знаем. Они как бы пребывают в нас в спящем состоянии. Когда нам приходится включаться в эти роли, мы чувствуем себя недостаточно сильными в игре.

Известно, что человек использует только около 3% возможностей своего мозга. То есть это работа сознания. На 97% человек живет бессознательной жизнью. Поскольку мы говорим о ролях, давайте представим, что это все те роли, которые Вы не помните.

Когда в жизни бессознательное начинает управлять Вами, Вы играете в чужие игры. Для того, чтобы это случалось реже, полезно осваивать роли. Когда мы изучаем архетипы в виде образов Богов, мифических персонажей, арканов Таро или других древних систем, мы вливаем свет сознания в бессознательные образы, и они становятся осознаваемы.

Это один из способов познания себя и расширения сознания. Так мы получаем духовную силу, и наша жизнь становится более осознанна.

Юнг однажды сказал, что "архетипы — это, как много маленьких аппетитов в нас, и если с течением времени им не давать никакой еды, они начинают ворочаться и разрушать все".

Роли – это определенные каналы энергии, которые могут быть заблокированы, и тогда нам трудно выражать себя в них. Либо, энергии может быть так много, что нам трудно становится управлять ею. И тогда роль начинает нас поглощать. Мы заигрываемся.

Заигрываемся мы тогда, когда теряем внутреннего наблюдателя, забываем, что это только игра. Это знак того, что мы потеряли источник силы и стали механистичны опять. Получается, что как только мы забываем, что играем, мы теряем внутреннего зрителя, а значит и силу.

Представьте, если бы актер на сцене всерьёз оскорбился игрой партнера и вынашивал бы эту обиду какое-то время, третируя своих близких жалобами. Так наверно актриса, играющая Дездемону, отомстила бы Отелло в реальной жизни.

Значит первое условие – всегда наблюдать и помнить себя в игре. Второе условие – знать роль, в которую мы играем.

Роль не должна приносить страдание. Хороший актер умеет блестяще играть как комедию, так и трагедию. Хорошо сыгранная трагедия приносит удовольствие от реакции зрителя, от славы. Хорошо сыгранная трагедия в жизни приносит бесценный опыт и мастерство, если роль сыграна достойно.

Нужны ли в жизни трагедии? Для того чтобы жизнь была уравновешена необходим любой опыт. Но ведь главное не то, что с нами происходит, а как мы на это реагируем. Если бы люди всегда помнили об игре, можно было бы предотвратить массу трагедий.

Из книги Е. Позняковой "Алхимия игры"